Svetena Audio - Почему лампа?

В середине XX века появились полупроводниковые приборы, благодаря чему стала возможна та самая научно-техническая революция, в эпоху которой мы живем. Однако наиболее искушенные ценители высокого качества звука предпочитают аппаратуру, собранную на радиолампах, которые, казалось бы, должны были навсегда остаться в прошлом.

Если человек имеет у себя дома аппаратуру на лампах, то это значит, что он знает толк в качественном звуке. Ну и, конечно, это говорит о том, что человек он как минимум не бедный. А ведь всего лишь лет тридцать тому назад ламповые радиолы выбрасывали на помойку, устанавливая вместо них более совершенную, как тогда считалось, аппаратуру на транзисторах. Неужели это было заблуждением?

В массовом сознании сложился образ некоего маргинального аудиофила, предпочитающего слушать музыку исключительно на "виниле" через ламповый усилитель. Но на самом деле возвращение лампы связано как раз с появлением компакт-диска.

Ридиолампа

Первые проигрыватели компакт-дисков поначалу подключали к усилителям, выполненным на полупроводниковых элементах, то есть на транзисторах и микросхемах. При этом у многих пользователей наступило разочарование – звучание CD, может быть, и было более "правильным", чем у "винила", но ему не хватало теплоты и мягкости. Мало того: как выяснилось, сигнал, поступающий с CD-проигрывателя, оказался довольно "грязным", и вся эта "грязь", попадая на транзисторный усилитель, перегружала его, добавляя искажения. Кому-то пришло в голову подключить проигрыватель компакт-дисков к ламповому усилителю, и звук стал более приятным. Так в 80- х годах начался настоящий бум на ламповую аппаратуру.

Особенности радиоламп

При усилении сигнала происходит его искажение. В результате этого в дополнение к самому сигналу появляются гармоники – составляющие с частотой, кратной основной. Конечно, современные усилители вносят очень малые искажения в сигнал, тем не менее, они все-таки есть. Но искажения бывают разные.

Различают четные гармоники – частота больше основной в четное число раз, и нечетные – соответственно, больше в нечетное число раз. Оказывается, небольшое добавление в сигнал четных гармоник делает звучание более приятным на слух. А вот нечетные гармоники, даже в небольших количествах, режут слух.

Различие между ламповым и полупроводниковым усилителем как раз и заключается в том, что радиолампа, искажая сигнал, добавляет в него четные гармоники, а транзистор – нечетные. Вот почему ламповый усилитель звучит более приятно на слух.

Хотя, с формальной точки зрения, уровень искажений, который дает радиолампа, значительно выше по сравнению с современным транзистором. Но дело в том, что это другие искажения.

Кроме этого, радиолампа обладает свойством "смягчать" цифровой звук. Можно отметить, что из CD-проигрывателя идет "агрессивный" звук, который "очищается" радиолампами от всевозможной "грязи".

Конечно, может возникнуть вопрос – а что, все эти суперсовременные технологии цифровой обработки сигналов не способны добавить немного четных гармоник и сделать звучание менее "агрессивным"? Да, это возможно – мало того, известны подобные технические решения без использования ламп. Тем не менее, радиолампа выполняет перечисленные функции наиболее "естественным" способом, не добавляя в сигнал составляющих, которые раздражали бы наш слух. А всевозможные имитации работы радиоламп пока что привносят некоторые неприятные искажения.

Дизайн 

Дизайн лампового усилителя

В дизайне аппаратуры, в которой используются радиолампы, есть два основных подхода. Первый – вполне современные прямоугольные корпуса, никак не подчеркивающие, что перед нами ламповая аппаратура. Такую аппаратуру удобно устанавливать в стандартную стойку вместе с другими компонентами. Правда, замена ламп потребует открывать крышку, а ведь серьезным недостатком радиоламп является их меньшее время службы по сравнению с транзисторами. Но при использовании в аппаратуре ламп повышенной надежности, и грамотно сконструированном усилителе пользователь может годами не думать об их замене.

Второй подход – дизайн, подчеркивающий присутствие в аппаратуре ламп. То есть лампы выставляются напоказ. Это может быть как стиль ретро, так и футуристический. При этом замена ламп действительно упрощается, но для такого усилителя гораздо труднее найти подходящее место. Впрочем, ламповый усилитель сам по себе может служить украшением интерьера.

Только лампы

Хороший ламповый усилитель отличается от транзисторного отсутствием в нем OOC (отрицательная обратная связь), которая сказывается не самым лучшим образом на звуке.   Как не жаль, в транзисторном усилителе не возможно обойтись без ООС, потому что для  того, чтобы получить даже очень скромные значения нелинейных искажений и достаточное выходное сопротивление, усилитель на транзисторах обязан как минимум иметь глубокие местные отрицательные обратные связи. Усилитель и каждый транзистор в целом охвачен ООС. Каждый транзистор имеет последовательную связь ООС по току, которая появляется в результате падения части сигнала на внутреннем сопротивлении эмиттера транзистора.

Бескомпромиссный подход – выполнить весь усилитель на лампах. При этом звучание действительно будет мягким и теплым. Может быть, даже слишком мягким и ему не будет хватать динамизма, особенно при прослушивании современной POP музыки. Однако, для классической музыки и спокойных джазовых композиций полностью ламповый усилитель дает превосходный выигрыш в звучании.

↑ Наверх